Форд Фокус вождение на льду

Поведение автомобилей на скользкой дороге

Умение водителя не допускать скольжения автомобиля на зимних дорогах является одним из наиболее ценных в стесненных городских условиях. Объясняется это весьма просто – на городских дорогах вы практически всегда находитесь в гуще событий, в окружении не только других транспортных средств, но и также столбов, бордюров и прочих объектов.

Такое положение дел подразумевает, что любой занос автоматически становится потенциально опасным и влечет за собой какие-либо негативные последствия.

Потенциально опасные участки дороги

То, что на дороге водитель обязан быть внимательным и не терять концентрации, является известной аксиомой. При этом на определенных участках дороги в плане потенциального скольжения и заноса следует быть особенно внимательным, в частности:

  • на мосту;
  • на выезде из скоростных туннелей большой протяженности;
  • ближе к обочине.

Стоит дать более подробное объяснение, почему эти места относятся к числу потенциально опасных. В городе дороги обычно окружены зданиями и деревьями, соответственно, эти объекты гасят порывы ветра и снижают обледенение. Но мосты лишены этого преимущества, – они, как правило, открыты всем ветрам и снегу, поэтому на них дорога имеет более скользкое покрытие.

Также следует учитывать, что стандартная для мостов выпуклая форма создает своеобразный эффект трамплина – автомобиль на скорости хуже сцеплен с дорогой после того, как тот проедет верхнюю точку моста. В процессе движения по обычной дороге контролировать этот аспект намного проще, но при въезде на мост ситуация быстро может поменяться, и вовремя отреагировать на такое изменение непросто. Особую опасность представляют в этом плане мосты, на которых есть повороты.

Опасность туннелей заключается в том, что в них дорога обычно чистая и сухая, внутри нет ветра, а на выезде картина резко меняется:

  • машина сразу попадает с такой дороги на гололед;
  • риск получения сильного бокового удара ветром серьезно возрастает;
  • происходит резкая смена освещения, что влияет на реакцию водителя.

Наконец, ближе к разделительным полосам и к обочине дорога грязнее, соответственно, эта часть более скользкая. Отсюда совет водителям – не стоит спешить занимать левый ряд, это может оказаться очень опасным решением. Любой обгон зимой следует совершать только будучи абсолютно уверенным в его безопасности.

поведение автомобилей на скользкой дороге

Способы, которыми можно «пробовать» дорогу

Главными факторами успешной зимней езды являются водительское внимание и перестраховка во всех возможных ситуациях. Не зря же довольно часто сравнивают ее с работой сапера, ведь одна единственная ошибка может привести к самым серьезным, и даже печальным последствиям.

Для недопущения такого развития событий необходимо «пробовать» дорогу, то есть проверять, надежно ли сцепление колес автомобиля с покрытием. Эффективным способом в этом случае является пробное торможение. Алгоритм действий здесь прост: убедившись, что на достаточном расстоянии сзади от автомобиля никого нет, водитель может интенсивно, но без резкости надавливать на педаль тормоза. Основное внимание тут уделяется времени срабатывания блокировки колес, исходя из чего и можно будет сделать вывод о торможении в условиях движения в обычном режиме.

Еще одним вариантом является использование рулевого управления. Здесь необходимо короткими, но интенсивными движениями во время езды повернуть руль вправо-влево и по тому, как машина реагирует на эти действия, станет понятно, о каком покрытии под колесами идет речь. Это особенно полезно при смене одной дороги на другую. Заметить, что это произошло довольно сложно, особенно в темное время суток, поэтому задача водителя состоит в том, чтобы не терять внимания и перестраховываться даже в тех случаях, когда, казалось бы, ничего опасного произойти не сможет.

Действия водителя при скольжении автомобиля

Стоит рассмотреть ситуации, когда процесс скольжения все-таки начался. Чаще всего происходит скольжение передних колес машины, когда при повороте руля она либо вообще не реагирует на это действие, либо начинает смещение по пологой дуге. В таком случае необходимо предпринять следующие действия:

  1. Сбросить газ. Это нужно сделать в обязательном порядке, чтобы у колес появилось больше возможностей «цепляться» за дорогу. Это актуально для всех типов привода, но особенно для переднеприводных машин.
  2. Поворот руля немного назад. Самый сложный момент, поскольку инстинктивно водитель пытается поворачивать быстрее и резче. Делать так категорически нельзя, ситуация станет еще хуже, так как передние колеса окажутся относительно корпуса автомобиля практически в перпендикулярном положении. Они перестанут вращаться и их скольжение только усилится.

Бывает и так, что сносить начинает задние колеса, в результате чего машина начинает двигаться боком относительно своего изначального движения. Здесь важно умение быстро вращать руль, причем поворачивать его нужно в сторону заноса. Такой поворот руля позволит вернуть машину вдоль дороги, то есть в ее изначальное состояние.

Здесь важно учитывать, что сам по себе факт такого поворота значит мало, важно, – чтобы он проходил быстро и своевременно. В частности, если реакция на начало заноса была правильной, но скорость поворота не успевает за движением транспортного средства, то образуется так называемый «эффект хлыста», в результате чего машину развернет еще сильнее.

Педаль газа для переднего и заднего привода

Когда заносит задние колеса автомобиля с передним приводом, то сбрасывать газ сразу нельзя. Его нужно, как минимум, держать на том же уровне, а то и добавлять. Никакого противоречия здесь нет, ведь если газ уменьшить, то происходит замедление передних колес, но не торможение, поэтому они уходят вперед и в результате занос становится еще более интенсивным.

Если же сносит передние колеса, – наоборот, нужно добавлять газ, но запутаться в такой ситуации, особенно неопытному водителю, достаточно легко. В этом и состоит ключевая опасность переднего привода, о чем следует всегда помнить, находясь за рулем такого автомобиля.

Для заднеприводных машин подобная двойственность нехарактерна: если происходит снос колес, это, в любом случае, требует уменьшения подачи газа. Что является более характерной реакцией человека, поэтому за рулем такого автомобиля ему проще выбраться из заноса.

Особенности скольжения на полном приводе

Такие автомобили являются своеобразным симбиозом, но с ними сложнее всего, поскольку одна машина может вести себя ближе к переднеприводным, другая – к заднеприводным моделям. Причем повлиять на изменение данной характеристики может даже обычная смена резины.

В целом, полный привод демонстрирует больше устойчивости при движении по дороге, да и с точки зрения проходимости такие автомобили смотрятся выигрышно, но скольжение при заносе происходит сразу у двух осей. Такое положение дел приводит к тому, что автомобиль при потере управления начинает боком съезжать с дороги.

Стабилизация полноприводного автомобиля является более сложной задачей, чем в ситуациях с передним или задним приводом. Изменения могут носить столь резкий и быстрый характер, что приспособиться к ним трудно даже опытным профессионалам. Следует помнить, что экстремальное вождение не подходит для полного привода, его главная особенность – стабильное и уверенное движение. Особенного внимания требуют к себе машины с подключаемым мостом, у которых в обычном режиме работает одна ось, но при скольжении включается вторая, и поведение автомобиля становится сложно предсказать.

Подводя итоги…

Представленная в этой статье информация носит ознакомительный характер. Эти теоретические знания, безусловно, нужны, но без практической тренировки они вряд ли окажутся полезными. Ведь на дороге часто в силу вступают не только технические аспекты, но и психологические, как в случае с поворотом руля в сторону заноса, и выбраться из подобных ситуаций без практических навыков невозможно.

Напоследок стоит отметить, что установленные в современных автомобилях электронные системы оказывают помощь водителю, сообщая ему об угрозе скольжения. На приборной доске загораются предупреждающие символы, и это служит той самой перестраховкой, дополнительно защищающей человека за рулем.

Однако нельзя всецело полагаться на электронику, игнорируя элементарные соображения безопасности и здравого смысла. По сути, срабатывание электроники означает, что ошибка со стороны водителя уже произошла, но еще не поздно все исправить. Если же предупреждение системы проигнорировать, то впоследствии это может привести к достаточно печальным последствиям, когда уже никакая электроника не будет в состоянии помочь.

Похожие записи