защитное вождение обучение

Тонкости управления автомобилем зимой

Появление гололеда кардинально меняет образ действий многих водителей. Появляются мысли о специфическом, «зимнем» стиле вождения и поведения на дороге. Обычные автолюбители впадают в стандартную «зимнюю лихорадку», приобретая специальную резину, предпусковые нагреватели, «незамерзайку» и прочие приспособления. Те, кто относит себя к разряду профессионалов, обращают внимание на привод, особую технику зимнего вождения, некоторые даже ставят на передние и задние колеса разную резину.

На самом же деле, больших отличий в сезонах нет, просто зимой ошибки и погрешности набирают больше значимости и веса. Все то, что не представляло опасности летом, зимой бьет сильнее и точнее, о чем следует помнить всем водителям.

Аспекты, определяющие вождение зимой

Все описанное выше является лишь дополнением, своего рода штрихами, оттеняющими главное правило – водитель должен понимать суть процесса управления транспортным средством. Не стоит обольщаться, нет никакого зимнего или летнего стилей вождения, градация идет лишь по принципу – грамотное вождение или нет.

На какие же моменты нужно обращать внимание при изучении данного аспекта? Их не так много, как может показаться, и все остальные правила уже является производными. Итак, любой грамотный водитель должен помнить о том, что:

  • Любой автомобиль является тяжелым физическим объектом.

Стандартный вес машины обычно колеблется в пределах одной-двух тонн. Это достаточно много, поэтому следует помнить, что для разгона и торможения, а также для поворота требуется как время, так и силы. Особенно трудно вовремя остановить разогнавшийся автомобиль, поэтому торможение должно быть заблаговременным и плавным. Каждое интенсивное и резкое движения водителя увеличивает силу инерции, законы физики не обманешь. Чтобы выдержать эту силу, требуется больше потенциала сцепления колес с дорогой, а зимой, когда она скользкая, его намного меньше.

  • Потенциал автомобиля непосредственно зависит от его колес.

Всего четыре пятна контакта с дорогой, а сколько через них передается – и мощь двигателя машины, и торможение, и ускорения в поворотах, и многое другое. Отзывчивая и быстрая реакция напрямую зависит от сцепления колес с дорогой, и если на покрытии лед, то рассчитывать на большой скорости на отзывчивость автомобиля, по меньшей мере, наивно.

Здесь имеет смысл сделать небольшое отступление. В современных транспортных средствах конструктивно предусмотрены системы электронного контроля, которые могут оказать водителю большую помощь, но даже они не в состоянии отменить физические законы. Сильная сторона таких систем в том, что они могут своевременно предупредить об ошибке водителя, но исправить ее он должен сам. В конце концов, ни одна электронная система не сумеет снизить вес автомобиля или убрать лед из-под его колес, поэтому не стоит их воспринимать как панацею от всех бед. Они служат в роли страховки на случай ошибки, не более того.

  • Водитель должен максимально концентрироваться на поведении своего автомобиля.

Когда дорога ровная и сухая, то думать приходится только о педалях и руле, причем действия быстро становятся автоматическими, совершаемыми уже в привычном, многократном режиме. Но на льду ситуация может кардинально измениться, – например, при нажатии педали тормоза не последует никакой реакции, или при повороте руля движение машины останется неизменным. Колеса не всегда выполняют то, что от них требуется и ожидается, поэтому водителям следует быть готовыми к нестандартным и нешаблонным действиям.

Даже профессионалы не могут быть заранее полностью уверены в том, сколько им понадобится места для экстренного торможения или для уверенного прохождения поворота в сложных условиях. Каждое действие является примером своеобразного творчества, нужно отходить от шаблонов и стереотипов, и тогда автомобиль всегда будет отзываться на ваши действия.

вождение зимой курс вождения

Немного о резине

Ставить на свой автомобиль зимнюю резину нужно обязательно. Даже в полностью оборудованной электронными системами машине ключевую и определяющую роль играет фактор сцепления дорожного покрытия и покрышек друг с другом. Здесь свойства колеса выходят на первый план, именно подходящие по сезону протекторы дают возможность реализации потенциала автомобиля в полном объеме.

Здесь можно привести такую любопытную аналогию. Представьте себе, что вам предстоит забег на 100 метров, при этом ваш соперник намного уступает вам в скорости, и вы однозначно должны выиграть. Но вот незадача – он обут в спортивную обувь, а у вас на ногах женская шпилька сантиметров так в 15. Итог гонки очевиден — вы проиграете, и никакая предыдущая подготовка вас не спасет.

Зимняя резина бывает разной, и этот факт тоже необходимо учитывать. Если вам предстоит езда в условиях только городской дороги, то шипы не нужны, они на асфальте хуже держат сцепление. Их стихия – это лед или хорошо укатанный снег, для такого покрытия они подойдут как нельзя более кстати.

Важно! Ставить разную резину на разные колеса категорически нельзя! При производстве автомобиля в него закладывается необходимый баланс, который является оптимальным. Установка разной резины этот баланс нарушит, причем достаточно грубо, отсюда и снижение управляемости, и невозможность адекватного прогнозирования реакции машины на действия водителя.

Вместо заключения

Возвращаясь к теме электронных систем, стоит добавить, что их наличие – это безусловный плюс и дополнительная страховка на случай непредвиденных ситуаций. Однако полноценно задействовать такие системы можно, только обладая определенным уровнем профессионализма и мастерства, сами по себе они не способны обеспечить никаких улучшений.

Не верьте историям о чудодейственных способах моментальной остановки автомобиля, это невозможно, равно как нельзя мгновенно осуществить его поворот или стабилизировать в процессе экстремального вождения. Единственным, но абсолютно нежелательным приемом является встреча со столбом или деревом, иного варианта остановить несущиеся на большой скорости несколько тонн нет.

Независимо от технической оснащенности автомобиля, потеря управления им приведет к возникновению опасной ситуации. Ни качественная резина, ни электронные системы не смогут совершить чудо, они являются лишь маленькими фоновыми штрихами, неспособными спасти в кардинально критической ситуации. Сложные условия при движении требуют к себе серьезного отношения и повышенного внимания, и садясь за руль в зимний период, всегда нужно помнить об этом.

Похожие записи