особенности управления джипами

Особенности джипов

Существует несколько конструктивных и технических особенностей джипов, которые необходимо учитывать всегда, при движении на скорости и прохождении поворотов.

Высокий клиренс (центр тяжести, устойчивость)

Действительно, более высокий центр тяжести при тех же габаритных параметрах приводит к большему перераспределению веса при различных ускорениях. Картина усугубляется еще и большей массой автомобиля, а соответственно, и большими силами инерции. Такой автомобиль более склонен к потере управляемости при прочих равных условиях.

Тем не менее, не стоит придавать этой проблеме чрезмерной важности – любые автомобили проектируются с расчетом на максимальную безопасность, поэтому различия сказываются только на предельных режимах. Переворот через крышу невозможен на ровной, однородной поверхности – такое произойдет только в том случае, если автомобиль в боковом скольжении упирается во что-то твердое, либо соскальзывает на склон обочины. При таких обстоятельствах большой джип более уязвим, чем обычный седан.

Полный привод (постоянный, отключаемый)

Отключение привода способствует некоторой экономии топлива. Кроме того, отключаемые привода ставятся с целью упрощения конструкции, а соответственно, и уменьшения стоимости – не нужны межосевые дифференциалы. В более сложных схемах возможен постоянный полый привод. Кроме того, полный привод часто имеет больший радиус разворота, поэтому отключение передней оси приводит к большей маневренности. Но единственное, что нужно знать водителю – особенности подключения привода (могут быть ограничения по скорости).

Блокировка дифференциала (есть, нет)

Наличие блокировки существенно повышает проходимость – она не позволяет буксовать только одному колесу во время бездействия остальных. Без блокировок даже самый грозный джип на бездорожье совершенно беззащитен, как любой дорожный автомобиль.

Коробка передач (автомат, механика)

Ничего особенного, все то же, что и для обычных автомобилей. Мощный джип с автоматом – идеальный тягач. На такой машине можно без проблем трогаться с места на подъеме, имея на буксире прицеп с катером.

Колесная база (длинная, короткая)

Короткая колесная база увеличивает проходимость по рельефной местности и усиливает неустойчивость при больших ускорениях, длинная – ухудшает проходимость и увеличивает плавность хода.

Приличная масса и аэродинамика (лобовое сопротивление воздуха и боковой ветер)

Современные автомобили в любом случае хорошо тормозят, но большая масса, конечно же, заставляет с собой считаться, поэтому нельзя ожидать от Navigator динамики остановки, как от Subaru WRX.

Техника вождения (приемы) в условиях (глубокий снег, лед, каша, грязь)

При движении по сложному покрытию, главный враг – буксование. Поэтому необходимо постараться не газовать излишне. Желательно не останавливаться, особенно в вязкой грязи.

Если произошла остановка в рыхлом снегу, то можно немного отъехать назад по своим собственным следам, плавно тронуться и штурмовать новые участки сходу. Буксование при трогании с места – это риск вырыть под колесами ямы и остаться на этом месте до весны.

Если автомобиль двигается вперед хотя бы со скоростью 1 км/ч – отлично, ничего не предпринимайте. Попытка форсировать события – это сильное буксование и остановка. Помните – джип создан не для того, чтобы быстро ездить по бездорожью, как по асфальту, а для того, чтобы потихоньку и очень аккуратно проехать там, где обычный автомобиль даже не сдвинется с места.

Джип с АКПП позволяет водителю легче решать вопросы плавности движения на трудных участках дорог. И еще одно важное условие. Резина – это половина джипа. Джип на резине, которая не подходит для данного типа покрытия, – все равно, что чемпион мира по бегу, обутый в женские туфли на шпильке, – далеко не убежит.

Тонкости водительского мастерства

Несколько сюрпризов, способных сбить водителя с толку

  • При резком старте с места с последующим поворотом – может получиться вертушка или кувырок, несмотря на все 4×4.

Это не сюрприз – любые резкие ускорения, особенно в боковом направлении, приводят к неприятностям. И это не особенность джипов – это для всех. Старт и поворот тут ни при чем. Вопросы потери управляемости и переворота рассматривались ранее.

  • Несвоевременное принудительное включение полного привода и последствия.

Если при включении не соблюдены необходимые условия, пострадает трансмиссия, вплоть до выхода из строя. С точки зрения вождения на сложных участках дорог, включение полного привода, которое привело к остановке в самом трудном месте, не является полезным. Нужно включать заранее. Если прозевали, то лучше уж попробовать проехать сложный участок на моноприводе, чем остановиться для включения полного. На автомобилях, где полный привод включается в движении, данная проблема снимается.

  • Несвоевременное срабатывание электроники, подключающей полный привод.

Езжайте на сервис и приведите автомобиль в порядок.

  •  Сложность выхода из заноса на джип.

Постоянный полный привод, конечно же, сложнее, чем монопривод, но с ним все-таки можно справиться, если заранее потренироваться. Все эти вопросы уже рассматривались подробно.

Автоматически подключаемый привод таит в себе немало сюрпризов – в самый интересный момент характер автомобиля существенно меняется и водитель может не успеть приспособиться к новым обстоятельствам. Поэтому такие автомобили не предназначены для активной езды боком.

Меры предосторожности и дополнительные аксессуары

Тише едешь – дальше будешь. И вообще, нужно посещать школу повышения водительского мастерства.

Насколько эффективны всякие там кенгурятники спереди и сзади, дополнительные прожектора на крыше, расширители крыльев, спойлера, сверхширокие колеса и все такое прочее?

  • Кенгурятники эффективны при желании бодать кусты, небольшие деревья и прочие мелкие препятствия. Если в этом есть необходимость и конструкция приспособления позволяет, то пожалуйста.
  • Хорошие прожектора лучше освещают дорогу – это хорошо. Только нужно не забывать о правилах поведения на дорогах общего пользования.
  • Расширители крыльев позволяют спрятать широкие колеса, чтобы не забрасывать грязь на крышу.
  • Спойлер, в изначальном значении этого приспособления, предназначен для создания прижимной силы на больших скоростях. Не думаю, что джип стоит эксплуатировать в тех режимах, где помогает спойлер.
  • Размер колес лучше применять такой, как предусматривается производителем.

Психологические аспекты пересадки с седана на джип

В большом джипе, конечно, как в танке – надежно и спокойно. Большая масса требует большей аккуратности с ростом скорости. Об этом желательно не забывать. И еще – не приписывайте джипу того значения, которого он не имеет. Не нужно относиться к нему, действительно, как к танку или БТР – он тоже имеет предел прочности, и его также нужно бережно эксплуатировать, как и легковой автомобиль.

Джип отличается от легкового автомобиля не так уж кардинально, как это может показаться на первый взгляд. Чтобы научиться грамотно управлять внедорожником, записывайтесь на наш курс вождения габаритного автомобиля!

Запишитесь на курс вождения габаритного автомобиля:

Похожие записи