Методы руления

При движении по прямой водитель удерживает руль двумя руками. Руки располагаются на руле симметрично. Для рулей стандартного диаметра удобно положение рук на отметках 10 и 2 в соответствии с циферблатом часов. Для рулей малого диаметра можно использовать положение 9 и 3. Хват закрытый, т.е. большие пальцы рук огибают обод изнутри – такой хват самый надежный.

Способы управления автомобилем

Существуют два основных способа руления – простой (силовой) и скоростной. Простой требуется в 90% случаев – при движении в поворотах и при других медленных маневрах – т.е. всегда, когда рулевое колесо поворачивается небыстро или на небольшие углы. Скоростной – при интенсивном маневрировании, разворотах, парковках и заносах – тогда, когда руль поворачивается быстро и на большие углы.

Для того, чтобы потренироваться в рулении, вам будет удобнее приподнять передние колеса вашего автомобиля над землей (на домкратах) и поработать, стоя на месте, без чрезмерных усилий на руле.

Простой способ

Как и в любом деле, главное – тренировка с профессионаламиЭто такой способ вращения руля, который позволяет каждой руке оставаться на своем боковом секторе рулевого колеса и не отрываться от него ни на секунду. Разберем по шагам поворот руля вправо из исходного положения рук на руле.

Правая рука поворачивает руль вправо, в это время левая приотпускает обод и скользит по нему вниз. Т.е. руки совершают симметричное движение вниз, только одна из них (правая) вращает руль, а другая (левая) скользит по нему. Дойдя до нижних крайних точек (8 и 4 по циферблату часов), левая рука принимает эстафету и продолжает поворачивать руль вправо, а правая рука поднимается по ободу вверх – снова симметричное движение рук. Руки плотно проскальзывают по ободу, не теряя контакт с ним.

Это очень важное условие – несмотря на то, что рука скользит по ободу рулевого колеса, это совершенно не означает, что она выбыла из игры. В скольжении рука продолжает контролировать усилие на руле, и в любой момент готова предпринимать необходимые действия. При этом не имеет смысла доводить руки до верхних и нижних точек рулевого колеса – такие положения являются физиологически неудобными для мышц рук, и здесь вы не сможете развить хорошего усилия. Оставляя руки на боковых секторах, вы сможете развивать столь мощное усилие, что будет возможность поворачивать руль в самых сложных условиях.

Старайтесь всегда сохранять руки на своих боковых сторонах

Такое умение является принципиальным фактором, который позволит вам вести автомобиль надежно и чувствовать то, что с ним происходит.

В принципе, в обычной ситуации рукам практически не составляет труда удерживать руль, когда они заходят на противоположные сектора рулевого колеса. Особенно это легко делать, если у вас под руками гидроусилитель руля. Тем не менее, в данной ситуации вы дошли почти до предела возможного движения рук и практически потеряли возможность полноценно поворачивать руль в одну из сторон. Согласитесь, такую позицию никак нельзя считать полноценным контролем над автомобилем. И самое главное – такие положения рук являются физиологически неудобными для наших мышц. Руки без труда будут удерживать руль, но вот выполнять дозированную ювелирную работу они уже не способны.

Не допускайте распространенных ошибокОни способны лишь механически грубо поворачивать руль, удерживать его и также грубо возвращать обратно. Такая грубость вызовет рывки в поведении автомобиля на сухой дороге и заносы на скользкой. Вы будете неспособны почувствовать, что происходит с передними колесами, ощутить начало их скольжения и тонко дозировать усилие для того, чтобы удержаться на грани сцепления колес с дорогой. Когда ваши руки остаются в наиболее удобных для себя позициях – а это на соответствующих боковых секторах – тогда вы способны работать не шаблонно, механически, а точно и вдумчиво.

Скоростной способ

Навык скоростного способа руления вам понадобится при интенсивных маневрах, на разворотах и при стабилизации автомобиля из заноса. Для начала вращайте руль только одной рукой – левой вправо и правой влево. Для того, чтобы руль вращался непрерывно, вам необходимо перекатывать руку в нижней части рулевого колеса без отрыва от него.

Вращение руля будет наиболее быстрым и безударным, если вы используете перекат через тыльную сторону ладони. Такой перекат, в отличие от переката через ладонь, является самым быстрым, соответственно, вы сможете больше времени удерживать рулевое колесо плотным закрытым хватом. Теперь вы можете подключать вторую руку.

Вторая рука подхватывает рулевой обод в тот момент, когда вы начинаете перекат первой рукой и помогает вращать руль на 180 град. После этого вторая рука отпускает рулевое колесо и переходит на исходную позицию для следующего подхвата. В результате получается, что одна рука сохраняет контакт с рулевым колесом непрерывно, а вторая помогает на 180 град. При вращении руля в другую сторону, руки меняются ролями. Для поддержания постоянного усилия на руле, желательно, чтобы руки были все время примерно на противоположных сторонах рулевого колеса. В случае, если руки будут расположены близко друг к другу, наступает момент, когда одна рука уже потеряла эстафету, а вторая еще не подхватила ее. Возврат руки для нового подхвата осуществляется по кратчайшему расстоянию.

Скоростное вращение для закрепления техникиПосле ознакомления с техникой руления имеет смысл засечь время вращения 10-ти циклов. Цикл – это вращение руля от упора до противоположного упора и возврат в исходный упор.

Таким образом, вы вращаете руль от упора до упора, а ваш друг громко вслух считает циклы и засекает время секундомером. Такая тренировка позволяет:

  • во-первых, закрепить технику руления – при быстром рулении водитель точно не может концентрироваться на руках и вырабатывается механический автоматизм действий;
  • во-вторых, следует по возможности стремиться достичь приемлемой скорости руления, т.к. без этого на скользкой дороге водителю делать нечего. Если время руления 10-ти циклов приблизится к 30-ти секундам, вы сможете чувствовать себя комфортно в любых ситуациях.

Также важно уметь быстро переключаться с режима на режим. Иногда водители после удачной стабилизации автомобиля из заноса делают по инерции еще несколько быстрых движений рулем, что может вызвать раскачку автомобиля и новый занос.