экстренное торможение на зимней трассе

Экстренное торможение и тактика торможения в критических ситуациях

Отличается ли вождение в летний и зимний периоды принципиально? Должна ли быть разница между «зимним» и «летним» стилями поведения на дороге? Ответы на эти вопросы не так однозначны, как хотелось бы.

С одной стороны, зимой водителя подстерегает значительно больше коварных ловушек, связанных со скользким дорожным полотном, худшим сцеплением с трассой, заносами и другими неприятностями. С другой, поведение автомобиля, как физического объекта, подчиняется тем же физическим законам. Да и психология человека не сильно меняется в зависимости от времени года.

Поэтому принципиального отличия между действиями водителя на летней сухой или зимней скользкой дороге не существует. Но более жесткие условия отечественной зимы ярко высвечивают ошибки управления, которые не столь заметны в летний период.

Сухая трасса и движение на невысокой скорости позволяют «приглушить» даже грубые ошибки управления, которые допускает водитель. А зимняя трасса просто высвечивает их во всей красе и заставляет показать их результаты в полной мере. Возможно, именно этот факт стал причиной того, что большинство самых знаменитых гонщиков-раллистов мирового уровня родом из северной Финляндии. В этой стране зимние условия на трассах являются наиболее сложными во всей Европе. И водителям с самого начала приходится знакомиться с ними. Здесь сразу проявляются погрешности в пилотировании, вынуждая гонщиков избавляться от неправильного стиля вождения и закрепляя верные решения на уровне инстинктов.

Кстати, еще с советских времен водители из СССР также занимали ведущие места в мировых рейтингах. Ведь наш климат не намного мягче финского. Правда, у нас иное качество дорог. Но речь сейчас не о том.

Если движение в гололед заставляет вас замирать от страха, не стоит ставить машину на прикол до весны. Лучше приходите в нашу академию водительского мастерства ASport на курсы экстремального вождения. Ознакомившись с основными приемами езды от профессионалов, вы почувствуйте себя настоящим повелителем зимних трасс.

Правила управления машиной зимой

Особенности движения машины по зимней трассе

Надеемся, вы уже представляете себе, чем именно отличается зимняя трасса от летней? Это лед, худшее сцепление, более длинный тормозной путь, заносы на поворотах.

Но посмотрим на это с точки зрения физики (которую все учили в школе). Автомобиль – обычный физический объект. Он отличается значительной массой (тонна и более). С любой массой, как учил еще Ньютон двести лет назад, не возникает проблем, если объект не меняет скорости и направления, то есть, движется равномерно и прямолинейно.

А вот при попытке разогнаться, выполнить поворот или затормозить многотонный объект возникают проблемы. Действующая на автомобиль сила инерции прямолинейного движения сопротивляется желаниям водителя. А сила трения значительно понижена на покрытых льдом или снегом участках.

Возможность воплотить желания по управлению машины в жизнь зависят от колес и их способности не отрываться от дороги. Чтобы управлять автомобилем грамотно, требуется хорошо понимать, чего от них можно, а чего нельзя требовать в различных условиях.

От чего зависит сцепление с трассой

Потенциальная сила сцепления (трения) определяется многочисленными факторами:

  • масса машины;
  • величина давления в шинах;
  • диаметр и ширина колеса;
  • температура окружающего воздуха;
  • тип дорожного покрытия и множество других параметров.

Полностью их перечислять долго, да и незачем. Нужно просто определить по опыту, что ситуация меняется, и имеет определенное значение в каждый момент и на каждой трассе.

Обозначим силу сцепления равной 10 условным пунктам. И если приложенное усилие превышает эти 10 пунктов, сцепление пропадает, и начинается скольжение. Причем сила, которая действует на шину, одинакова в обоих направлениях. Нужно учитывать сумму сил продольного воздействия (при разгоне или торможении), а также поперечного (возникающего при повороте).

При превышении тяги двигателя при разгоне выше уровня условных 10 пунктов колесо начнет пробуксовывать, и ускорение затормозится. Если хочется затормозить настолько быстро и эффективно, чтобы инерция превысила 10 пунктов – эффективность тормозной системы упадет, и колесо просто заскользит по дороге.

Аналогично обстоит ситуация и с вхождением в поворот. Если он выполняется настолько резко, что действующая боковая сила превышает 10 условных пунктов, то машина рискует просто сорваться с дорожного полотна.

Не нужно забывать, что наши условные 10 пунктов представляют собой сумму всех действующих на автомобиль сил. И если при выполнении поворота водитель начинает притормаживать, то часть «пунктов» «тратится» на продольные воздействия, а на усилие для поворота запас остается меньшим. Так же выглядит ситуация и с разгоном. А значит, чем интенсивнее торможение или энергичнее разгон, тем меньше остается возможностей для маневра по изменению траектории. Потенциал расходуется на изменение скорости, не оставляя возможностей смены направления.

Другими словами, максимально возможные разгон или экстренное торможение при слабом сцеплении можно выполнять лишь на прямом участке. Если в этот момент начать крутить руль, то добавляется боковая сила. Их сумма и заставит колеса потерять связь с дорогой. Обратное утверждение также справедливо – во время предельно допустимого поворота не стоит нажимать педаль газа или тормоза.

В этом и состоит основной принцип грамотного и безопасного поведения на зимней дороге.

Правила управления машиной зимой

Исходя из сказанного выше, постараемся сформулировать основные правила зимнего вождения.

  • Завершайте торможение до входа в поворот. Это позволит двигаться равномерно, сосредоточившись только на боковом смещении. Колеса не будут испытывать дополнительной нагрузки и срываться в занос.
  • Ускоряйтесь по мере завершения маневра, добавляя газ по мере выравнивания руля и при приближении его к нейтральному положению.
  • «Золотое правило водителя» гласит: снизь скорость до входа в поворот, прибавляй на выходе.

Если вы даже очень сильно торопитесь, не входите в поворот на высокой скорости. Это заставит вас тормозить при прохождении дуги. И если летом это еще удается, то зимой возможности колес (те самые 10 пунктов) значительно ниже. Осуществляя одновременно маневр и торможение, вы рискуете потерять связь с дорогой и вылететь со своей полосы на обочину, перенестись на соседнюю полосу или «встречку». Если после этого получится удержаться на трассе, прилив адреналина заставит завершать маневр на минимально возможной скорости и с дрожью в руках. Это опасно и значительно снижает скорость. Да и просто страшно и вам, и другим водителям.

Оптимальным решением будут следующие действия: заранее снизить скорость до приемлемой по условиям движения, а затем спокойно направить машину по дуге. А уже на выезде, выравнивая руль, можно постепенно добавлять газу, достигая максимума уже на прямом участке.

Такая методика позволит совершать маневр не только безопасно, но и максимально быстро. Среди гонщиков считается, что первым приходит не тот, кто ощущает больший стресс, чаще визжит шинами и тормозами и чудом не вылетает с трассы. А тот, кто действует максимально расчетливо.

Заранее готовьтесь к прохождению поворота. Ведь для этого маневра требуется:

  • понизить скорость движения;
  • переключиться на соответствующую передачу;
  • рассчитать лучшую траекторию;
  • удобнее перехватить руль.

Лишь после подготовки следует начинать движение. Лучше немного подготовиться и разогнаться в завершающей фазе, чем пытаться одновременно сделать все действия в последнюю секунду и возлагать все надежды на пресловутое «везение», а не законы физики. Учтите в своих планах время, и оно всегда будет работать на вас, а не против.

Планирование – основа профессионализма

Главным умением, отличающим на дороге профессионала, является планирование поведения в любой ситуации. Важны также знания того, как будет вести себя автомобиль в самых «неожиданных» условиях. Именно в этом отличие грамотного водителя от «малограмотного».

Многие начинающие автолюбители часто полагают, что секрет успеха мастеров – в умении молниеносно выполнять какие-то особые действия. Такой навык также обязателен и нарабатывается годами. Но главное в настоящем мастерстве – способность предвидеть ситуацию на дороге на несколько шагов вперед. Начинающий часто видит трассу только «у себя под капотом», и ему непрерывно приходится решать «неожиданно» возникающие текущие задачи. А это и вызывает стресс, и требует огромной физической нагрузки.

Опытный водитель предвидит каждую ситуацию заранее. И у него есть время на то, чтобы спокойно к ней подготовиться и действовать уверенно, в соответствии с заранее подготовленным планом.

Ему не нужно предпринимать «экстренных» действий, резко меняя свое поведение. Именно в этом заключается гарантия быстрого, надежного и безопасного движения. Приходите в нашу автошколу, и мы научим вас поступать за рулем мудро и предусмотрительно. Вы сможете получать от вождения только удовольствие, не опасаясь неожиданностей.

Похожие записи