прием торможения двигателем автомобиля

Торможение и контроль над автомобилем

Водительское мастерство – это навык, который базируется, в первую очередь, на многочисленных приемах, оттачиваемых десятилетиями опыта. Торможение двигателем относится к одному из таких навыков.

Существует множество противоречий, которые связаны с данным приемом. Некоторые автолюбители считают, что абсолютно безопасно гасить скорость таким способом, другие противоречат им, доказывая, что торможение двигателем вредно для трансмиссии и плохо сказывается на работоспособности силового агрегата в целом. Разобраться в вопросе, кто же, в конечном счете, прав, удастся, лишь немного углубившись в «матчасть».

Какие процессы происходят в двигателе при отпускании педали тормоза

Вы управляете авто и жмете педаль газа, тем самым увеличивая его частоту вращения. Но как только педаль отпускается, мотор начинает постепенно снижать обороты. Любой силовой агрегат имеет такую конструкцию – всегда возвращаться к работе на минимуме или так называемом холостом ходу. К чему это приводит?

Если вы едете с включенной передачей, но при этом отпускаете педаль газа, мотор начинает замедлять транспортное средство. Этот процесс носит название торможение двигателем. Автолюбители, которые смогли освоить управление машиной при помощи всего одной педали газа, оценили по достоинству простоту и удобство процесса. Все элементарно – чтобы разогнаться добавляем газ, для торможения – отпускаем.

Если рассмотреть механизмы замедления на разных передачах, прослеживаются следующие характерные особенности:

  • на 1-й передаче: скорость движения наименьшая, при этом сила тяги – самая большая. Вследствие этого именно на этой передаче мотору достаточно просто разогнать транспортное средство, равно как и замедлить его. То есть, имеет место максимально возможное ускорение разгона либо замедления;
  • на 4-й передаче ускорения минимальны, но общая скорость движения достигает пика, что создает условия, при которых мотору достаточно трудно повлиять на авто.

Из вышесказанного можно сделать один вывод: не стоит экспериментировать на 4-й передаче и ожидать отзывчивости при торможении двигателем. Гораздо проще включить 3-ю, а затем 2-ю, и после успешно завершить процесс.

Обратите внимание на два важных момента:

  • если перед каждым отпусканием педали сцепления добавлять газ, то процесс станет гораздо более плавным;
  • без использования педали газа эффективность торможения будет больше, но возникает также и опасность появления рывковых замедлений.

При достаточной сноровке и опыте управления транспортным средством водитель довольно уверенно чувствует все эти моменты и умело использует их.

Роль торможения двигателем – достаточно весомая. В первую очередь, это связано с соображениями безопасности водителя на скользком дорожном покрытии, так как исключает блокировку колес. Также данный навык медленного гашения скорости пригодится на продолжительном спуске, где ножной тормоз от длительного усилия вполне может перегреться и отказать.

Торможение и контроль над автомобилем

Особенности использования ножного тормоза

Учитывая вышеизложенное, может возникнуть закономерный вопрос – какова же тогда роль ножного тормоза, если при помощи механизма торможения двигателем можно спокойно управляться со своим авто? Все дело в конечной интенсивности. Именно она является слабым местом торможения мотором.

Повысить эффективность процесса остановки транспортного средства можно как раз при помощи ножного тормоза. Кроме того, если делать это не на «нейтралке» либо вообще с выключенным сцеплением, а на передаче, то получается двойное торможение, что обеспечивает надежный результат.

Также следует помнить, что каждое колесо фактически находится в отдельных условиях эксплуатации, хотя и соединено общим приводом с одной педалью. Поэтому, при всей идентичности процесса торможения, на покрытии колеса ведут себя неодинаково, и при резком маневре это различие будет приводить к нестабильности управления транспортным средством.

Нужно включать более низкую передачу, если при торможении обороты мотора стали минимальными, так как возникает ситуация, при которой этот факт может способствовать полной остановке двигателя. Опытный водитель всегда контролирует работу силового агрегата при работе с ножным тормозом, и подобные ситуации ему, как правило, не грозят.

От чего зависит контроль автомобиля водителем

По сути процесс управления транспортным средством сводится к выполнению трех простейших операций:

  • ускорение;
  • торможение;
  • прохождение поворотов.

Принято считать, что ускорение занимает более трети всего времени общего контроля автомобиля. Если сравнивать его с торможением, то возможность ускориться спасет в следующих ситуациях:

  • при возникновении опасности сзади;
  • при угрозе сбоку;
  • при резко приближающемся препятствии спереди по диагонали.

То есть, торможение, по факту, будет эффективно лишь при возникновении угрозы прямо по курсу, да и то в случае, если водителю некуда деваться.

Кроме того, научиться владеть газом необходимо для того, чтобы чувствовать уверенность при осуществлении опасных маневров и в заносах.

Что правильнее – движение накатом или на передачах?

Рассмотрим на примере мощных авто. Оказывается, по части управляемости и безопасности они не уступают более маневренным маленьким моделям. Их особенность состоит в возможности резко ускориться. При необходимости владелец большого транспортного средства легче впишется в поток машин, быстрее завершит маневр и выйдет из небезопасной ситуации.

А теперь представим, что автолюбитель может совершать только повороты, притормаживать, но лишен возможности нажать на газ. Без управляемого ускорения его машина становится многократно опаснее как для окружающих, так и владельца. Играмотный водитель никогда не будет практиковать движение накатом. Он всегда разгоняется либо тормозит.

Поэтому не забывайте, чему вас учили на уроках вождения для начинающих, и старайтесь по мере возможности все время оставаться на передаче. Если впереди светофор – не подкатывайтесь, а подъезжайте, это принципиально важно. Ведь только так можно будет уберечь как минимум две машины от столкновения – свою и догоняющую, дав по газам и уйдя вперед на подходящей передаче.

Сохраняйте за собой 100% контроля автомобилем, не лишайте себя одной трети – ускорения – это слишком много даже для простых ситуаций, без угрозы ДТП. К примеру, вам удалось разогнаться или притормозить настолько, что текущая передача исчерпалась, – включайте следующую и продолжайте движение.

Способность полностью владеть транспортным средством на дороге придет по мере накопления опыта. Проводите больше времени на передачах, и вы почувствуете его уже в самом скором времени. А до этого момента отрабатывайте навыки грамотного подбора передач и торможения, постепенно доведя их до автоматизма.

Похожие записи