распределение нагрузок на колеса

Интервью с Андреем Галькевичем. Часть 4

Часть 1 Часть 2 Часть 3

Мы продолжаем практические занятия под чутким взглядом Руководителя Школы повышения водительского мастерства клуба «АСпорт» Андрея Галькевича.

На первом занятии мы разобрали оптимальные регулировки посадки, обсудили удобное для совершения маневров положение рук на руле, отметили важность управления взглядом для водителя. Второе занятие было посвящено рулению: скоростному, силовому, комбинированному и подхвату, кроме того, мы обсудили некоторые особенности зимней езды. На третьем занятии смотрели, что происходит с колесами во время движения.

Сегодня мы будем изучать распределение нагрузок на колеса во время движения и учиться применять эти знания в жизни.

1. Распределение нагрузок на колеса

До сих пор мы рассматривали колесо в отдельности, но в машине 4 колеса, соответственно, нагрузка на колеса не всегда одинаковая, и этим можно пользоваться.

Несколько важных моментов, которые мы будем учиться применять:

  1. При разгоне автомобиля основная масса приходится на задние колеса. Автомобиль как бы «приседает», капот приподнимается. При этом сцепление с дорогой у задних колес лучше, чем у передних.
  2. При торможении, масса перемещается на передние колеса, автомобиль делает «кивок». При этом сцепление с дорогой у передних колес лучше, чем у задних.
  3. При повороте направо, масса перемещается на левые колеса, при повороте налево – на правые, то есть в противоположную сторону от поворота.

Попросите кого-нибудь на автомобиле резко разогнаться, затем резко остановиться, повернуть, понаблюдайте со стороны, как ведет себя корпус машины.

2. Разгрузка колес

Разгрузка колес необходима для прохождения неровностей с целью сохранения подвески. Разгружать можно либо передние колеса, либо задние, либо правую пару, либо левую пару.

Прохождение неровностей (кочек, лежачих полицейских, ям и т.д.)

Прохождение неровностей на торможении дает сильную нагрузку на переднюю подвеску. Происходит значительный удар колес об препятствие, следовательно, подвеска быстрее выходит из строя.

Чтобы этого избежать, нужно разгрузить передние колеса, для этого нужно как минимум отпустить тормоз, можно слегка нажать на педаль газа (снижать скорость нужно заранее). Проезжать лежачие полицейские нужно либо на ровной скорости, либо с небольшим нажатием на педаль газа. Наиболее комфортный способ проезда лежачих полицейских (заезда на бордюр и т.д.) – под небольшим углом – в этом случае колеса проходят препятствие попеременно, автомобиль мягко «переваливается» через препятствие.

Прохождение ям

Принцип прохождения ям приблизительно такой же, как и других неровностей.

При резком уклонении от ямы с одновременным торможением, мы достигаем эффекта, когда за счет торможения и поворота, основная нагрузка приходится как раз на переднее колесо, противоположное стороне поворота (то самое колесо, которое едет в яму), — следовательно мы усугубляем ситуацию.

Специалисты для прохождения такого рода ям (и открытых люков) используют эффект разгрузки колес, для этого перед ямой быстро поворачивают руль в сторону колеса, которое едет в яму, и также быстро возвращают руль обратно, тогда автомобиль качает, нужное колесо чуть приподнимается (нагрузка переходит на противоположные колеса) и проходит над ямой. Поворот осуществляется быстро, двумя руками.

Такое прохождение препятствий хорошо отрабатывать в качестве упражнения, а в реальной жизни водитель обыкновенно видит препятствие в последний момент. Любой человек первым делом решит повернуть колеса, чтобы его объехать. Но если это невозможно, нужно направить колеса на препятствие, в этом случае сработает эффект разгрузки, и встреча с ямой будет менее болезненной для подвески.

Здесь особенно нужно отметить тот факт, что посадка и положение рук на руле очень важны. Если вы держитесь за руль одной рукой, совершить такой маневр не успеете.

3. Загрузка колес

Загрузка колес необходима для того, чтобы увеличить сцепление их с дорогой.

Прохождение поворотов

При прохождении поворотов, особенно с большим углом поворота (медленных поворотов), может начать сносить передние колеса, чтобы этого избежать, мы можем кратковременно увеличить нагрузку на них.

Есть два варианта действий, позволяющих загрузить колеса и более эффективно пройти поворот:

1. Отпускание тормоза

Тормозим по прямой, затем, отпуская (но ни в ком случае не бросая) тормоз, входим в поворот. В этом случае, передние колеса остаются загруженными, но успевают разблокироваться.

Очень важно не путать: торможение и загрузку колес. Цель торможения – снизить скорость, цель загрузки колес – перераспределение веса автомобиля на колеса.

Правило №1: Не влетать в поворот с торможением, это часто заканчивается плачевно!

Вход в поворот с загрузкой колес имеет важное отличие – в нужный момент тормоз плавно отпускается.

Не лишним будет еще раз напомнить универсальное правило прохождения поворотов: медленный вход, быстрый выход.

2.  Эффект «кивка»

Эффективное прохождение поворота можно осуществить, если увеличить сцепление передних колес с поверхностью за счет эффекта «кивка». Для этого при вхождении в поворот нужно чуть коснуться тормоза (чтобы достигнуть эффекта перераспределения массы автомобиля вперед, но не снизить значительно скорость), и придерживать его одновременно с поворотом руля, а затем отпустить.

Для проверки и отработки нужно попробовать пройти поворот на большой скорости без тормоза и с тормозом (в последнем случае прохождение поворота должно быть быстрее и без срыва в снос, на грани).

Тренироваться можно, если расставить конусы зигзагом по дороге и объезжать их по внешней стороне следующим образом: выход на прямую, разгон, резкий поворот и снова выход на прямую (в отличие от «змейки», где нужно максимально сглаживать траекторию).

Прохождение поворотов на змейке
Прохождение поворотов

Переставка

Переставка или «лосиный тест» используется для резкого объезда внезапно возникнувшего препятствия на большой скорости (человек, лось, автомобиль и пр.).

Задача водителя заранее прогнозировать дорожную ситуацию, чтобы не прибегать к крайним мерам, но уж если они необходимы, надо уметь правильно реагировать.

Для эффективного прохождения препятствия, нужно на скорости максимально оттормозиться по прямой (чтобы сработала ABS), затем, не до конца отпустив тормоз (!), провести перестроение в другой ряд (направо или налево), предварительно убедившись, что это безопасно. Самое сложное – чуть отпустить тормоз, потому что у подавляющего большинства людей возникает желание давить на него до конца, да и обычно у водителя нет навыка плавного отпускания тормоза.

Приотпуская тормоз, мы не даем колесам уйти в неуправляемый снос (см. Часть 3) за счет того, что передние колеса продолжают быть загруженными, но уже так сильно не блокируются тормозной системой.

Для тренировки конусы устанавливаются как на рисунке, нужно иметь достаточно места для разгона. Отработка идет при объезде препятствия справа и слева. Нужно не забыть при торможении посмотреть в боковые зеркала, чтобы выяснить дорожную обстановку. Поворот руля нужно осуществлять двумя руками (поскольку сложно удержать автомобиль), лучше всего с применением техники подхвата.

Переставка лосиный тест
Переставка

В жизни мы не ожидаем внезапного появления препятствия, поэтому и нужно отработать свои действия сначала на учебной трассе.

Действия водителя на дороге должны быть следующими: как только заметили препятствие, максимальное торможение. Если видно, что невозможно избежать столкновения торможением, нужно решить, в какую сторону уходить (оценить обстановку, в том числе и по зеркалам заднего вида) и, плавно приотпуская тормоз, выполнить маневр.

Важно понимать, что эффект от распределения нагрузки на колеса, в значительной степени зависит от состояния дорожного покрытия. Зимой нужно быть особенно аккуратными.

На этом мы заканчиваем цикл занятий, посвященных повышению водительского мастерства с Андреем Галькевичем.

Желаем Вам хорошей дороги!

Беседовал свящ. Дмитрий Березин.

Похожие записи